Урга

История села Урга

     Предыстория села Урга связана с местом, расположенным в пяти километрах северо-западнее нынешнего селения. По одной из версий, сохранившейся в местных преданиях, три семьи, предположительно с территории Волжской Булгарии, после ее разгрома Ордой (ориентировочно в начале XIV в.) пришли в район так называемого Черного леса.

    Позднее, в начале XVII в. (1621 г.) в этих местах появляется некий Абыкай Баткаев (а с ним Аип-Гильде Искандеров), который, по-видимому, являясь служилым человеком, получившим здесь земли, расширяет уже имевшееся селение или основывает его заново. Скорее всего, упоминаемый под 1621 г. Абыкай Баткаев значится в Писцовой книге Имзинского стана Курмышского уезда под 1623 г., как Ивакай Бокаев. От его имени идет название старого поселения — Бакаево (или Ивакаево).

     Предположительно тогда же, опасаясь насильственной христианизации, группа жителей Бакаева ушла на новое место, в пустошь, ближе к реке Урге, за пять километров от старого места жительства. Так возникает уже мусульманская (по вере жителей) деревня, некоторое время именуемая Бакаево, а затем получившая название Урга. Есть марийское объяснение этого топонима: либо от понятия «йорга» — искристая речка (тогда деревня названа по реке Урге), либо от слова «ур» — белка, что является напоминанием о местной фауне.

     Прежнее поселение (Вакаево) получает русское имя Усовка, некоторое время существует как новокрещенская деревня, а впоследствии исчезает.

     В новом поселении, по-видимому, существовало место для моления, возможно, мечеть. Вторую половину XVIII в. можно обозначить, как время задокументированного существования здесь первой мечети. Она была построена совместными усилиями прихожан (к 1806 г. их насчитывалось более 400) и «указного» имама Абсидуллы Ахмярова. По желанию верующих он был утверждён в этой должности Магометанским Собранием в 1799 г. в возрасте 26 лет. В «товарищи» ему в 1816 г. назначили Сафихана Себухан-кулова. Впоследствии именно он возьмёт на себя обязанность исполнять функции «соборного» имама.

     В конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. желанием и средствами уммы была создана вторая соборная мечеть. «Приговором» общества решили, что её возглавят Мухаммет Сабер Юсипов и Абдул Садар Хуснетдинов. Имам-хатыбами первой соборной мечети являлись Мухамят Закер Невмятуллин (с 1874 г.) и Неабай (Неасбай) Мухаметонапов (с 1876 г.). А обязанности азанчея исполнял Аксян Шерафетдинов. Махалля предоставляла им содержание до 100 рублей ежегодно. В это время Урга выделялась своим достатком на фоне окружающих её русских деревень.

     Путешествуя по югу губернии, один казанский татарин высказал о деревне следующее мнение: «Мусульманская деревня очень хорошая и богатая, это — Урга. В ней — две мечети». Свидетельство современника от 15 мая 1885 г. дошло до нас в передаче Гациского. По-видимому, экономический рост дал возможность в 90-е гг. XIX в. построить третью соборную мечеть, муллой которой стал Якуб Саберов . В деревне были хаджи, в частности, прадед одной из нынешних жительниц Урги — Ильяс-бабай, совершивший хаджж в Мекку.

 

      На рубеже веков происходила смена религиозных деятелей. В помощь тогда уже мулле первой соборной мечети — Аксяну Шерафетдинову был избран в 1909 г. его сын — Хусяин Аксянов, исполнявший функции азанчея. Именно ему принадлежала инициатива сбора денег на осуществление учебного процесса в рамках мектебе, открывшегося в конце XIX в. Здесь обучались мальчики: читали по-арабски Коран.

      В 20-е гг. нашего столетия жители села обрабатывали 2796 десятин земли. Они располагали двумя кузницами и шестью ветряными мельницами. Что касается светского образования, то в советские времена были организованы школы (шесть заведений с общим числом обучающихся более, чем 200 человек), библиотека с книгами на татарском и русском языках.

      В этот период продолжали действовать все три мечети. Имамами в 1927 г. являлись: в первой соборной — Мерсият Неасбаев, во второй мечети — Осман Люкманов. Хусяин Аксянов был муллой третьего прихода. Здания мечетей были оценены в пределах от 1400 до 2225 рублей.

     В 1930 г. волевым решением властей одна из мечетей (вторая соборная) была закрыта с позднейшим переоборудованием под школу . X. Аксянов (1879-1938) и М. Неасбаев (1867-1938) были арестованы в 1931 г. и сосланы на три года. Вторично их обоих арестовали в один день декабря 1937 г. Их жизнь трагически оборвалась также в один и тот же день, в январе 1938 г. Три года в местах лишения свободы (в Казахстане) провел Осман Люкманов.

      В 1936 и 1938 гг. прекратили свою деятельность остальные храмы, переданные под «культурные нужды» (школу и деточаг). Планировалось снять минареты, а здания приспособить под нужды сельчан. И, действительно, в 1940 г. был снят минарет с первой соборной мечети, а ее здание приспособлено под клуб, вторая же соборная мечеть передана под школу.

     Однако верующие продолжали собираться на намаз в частных домах. Тогда община насчитывала более 20 человек. Руководил ею мулла Ф. Закиров (1888 г. р.).

      В сентябре 1990 г. «религиозное общество» мусульман села Урга было зарегистрировано. Председателем его был избран Аббяс Баширов.

      Сегодня в селе около 300 жителей. В 1991 г. мусульмане собственными усилиями на свои средства поставили просторную деревянную мечеть. Постоянно на молитву в ней собирается до 15 прихожан. Обязанности имама выполняет Билялетдин Халилуллович Халилуллин (1921 г. р.).

       Азанчеем при мечети сегодня состоит Жафяр Садеков. Религиозного образования в селе пока не ведется.