Трехозерки

История села Трехозерки

       Деревня Трехозерки Координаты - 55° 25' с.ш., 45° 31' в.д.; 136 м Название указывает на то, что деревня возникла у трех озер. Основными занятиями жителей деревни издавна были земледелие и скотоводство. Когда в 1660 г. алатырские служилые татары обратились с челобитной к боярину Б. И. Морозову, они просили беспошлинного пользования его вотчинными лесами, расположенными близ ряда деревень. В их числе звучало название «Триазер». На этом основании можно считать первым письменным указанием на существование деревни — Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. По межеванию земель в 1785 г. (осуществленном при посредничестве мурзы деревни Ендовищи Бурамши Бабаева сына Мустафина) было сделано описание владений деревни Трехозеры и соседних с ней поселений. Составлен план тех территорий, которые в свое время принадлежали служилым татарам («план ясачной округи, что прежде была Алатырского уезда Пьяного Стана отходная дача Дикого поля»). По-прежнему деревня Трехозеры относилась к ведению Адмиралтейской конторы, а жители ее занимались лашманской деятельностью. В соответствии с межеванием за ними сохранялась земельная площадь приблизительно в 2000 кв. сажень. Алфавит дач генерального и специального межевания Сергачского уезда (1785 г.) дает информацию о том, что «частию владеют из оной же деревни и из других деревень (имеются в виду — Ендовищи, Ключищи, Медяны) кроме того же ведомства служилых татар (десятин 667)». Деревня насчитывала в 1790 г. 59 дворов и 404 жителя (201 мужчина и 203 женщины). Благоприятные природные условия и добросовестный труд позволили крестьянам Трехозерки скопить достаточное количество имущества. Подтверждением тому служит документ, найденный исследователем А. III. Каюмовой в Государственном архиве Нижегородской области. В нем перечислено сгоревшее имущество крестьян во время пожара в 1796 г. В середине XVIII в. (около 1756 г.) в этой деревне (на 70 дворов) была поставлена без ведома Оренбургского Магометанского Собрания первая соборная мечеть, и долгое время прихожане не имели собственного имама. В небольшой махалля (около 200 душ) могли «отправлять требы» приглашенные из других деревень муллы. Такое положение изменилось в начале XIX в., когда, в соответствии с указом Собрания, допущены были к ведению религиозных служб — в 1822 г. Динмухамят Баязитов (возраст 31 год) и Абдюрхан Бухара (1794—1862) (28 лет от роду). Эти духовные лица благополучно находились во главе двух приходов мечети долгие годы. В 1862 г. «соборным» имамом, по желанию уммы, являлся сын престарелого муллы — Амин (Алим) Динмухамятов. В помощники ему назначили Айнетдина Салтанова, человека грамотного и сведущего в обрядах. В середине 60-х гг. XIX в. общество избрало новых духовных лидеров: ими стали Шарафетдин Сейфетдинов (1832 г. р.) и Рызван Кямберов. В 70-е гг. XIX в. старший сын Рызвана, Юсип (Юсиф) стал имамом первой мечети, а с 1879 г. ему помогал брат — Юнис Рызванов. С этого времени в мечети образовалось два прихода. Совместными усилиями они поддерживали мечеть и мектебе в надлежащем состоянии. Преподавали основы вероучения в мектебе, где в 70-е гг. обучалось 20 человек. Деревня продолжала развиваться. В ней насчитывалось 158 дворов, в которых проживало 478 мужчин и 462 женщин (всего 840 человек). Стадо составляло более 600 голов, в том числе 388 овец, 138 лошадей, 124 коровы. Имелись мельницы, крупорушки. В 1901 г. мечеть перестраивали . В это же время азанчеем сюда назначили Айвятуллу Агапова. По-прежнему исполняли обязанности имам-хатыбов и меодаррисов братья Рызвановы — Юсип (Юсиф — так в метрической книге) и Юнис, сыновья прежнего имама. В годы первой мировой войны они принимали участие в сборе средств для поддержки российской армии (в частности, 1914 г. было собрано 12 рублей 40 копеек и 9 мер ржи). Эти же религиозные деятели переживали вместе с верующими сложности 20-х гг. В 1919 г. мектебе было передано в распоряжение уездного отдела народного образования. В 1941 г. прекратила свое существование первая соборная мечеть (минарет сняли 21 июня), закрытая под образовательные нужды. В 1951 г. мулла Мухаметжан Ибрагимов (1885 г. р.), уроженец и житель деревни Трехозерки, был арестован «за нелегальное отправление религиозных треб» и осужден на 20 лет ИТЛ. В 50-е гг. жители деревни продолжали совершать богослужения в частных домах. Собиралось обычно 10 человек. Обязанности муллы выполнял О. Айбатуллин (1886 г. р.). Трехозерки сегодня Современная мечеть была построена в 1989 г. Инициатором строительства (без согласования своих действий с властью) выступил Хамзя Абдулкадерович Абдулкадеров (1924 - 2007 гг.). Досточтимый Хамзя Абдулкадерович — участник Великой Отечественной войны. Был тяжело ранен. В 1943 г. семья получила извещение о его гибели. Но в том же году Хамзя Абдулкадерович возвратился в родную деревню. Позднее в «Книге памяти», изданной в 1995 г. в Нижнем Новгороде, нашел отражение этот инцидент. В «Книге» на странице 186 напротив фамилии Абдулкадеров (имеется в виду имам деревни Трехозерки) значится следующее: «погиб в бою 11 февраля 1943 г. Похоронен в Ленинградской области». Именно по инициативе X. А. Абдулкадерова и было начато строительство мечети в деревне. При поддержке общины (первоначально сумма сбора составила 13 тысяч рублей) был возведен храм, на открытии которого присутствовало 59 гостей из разных мест. Общество было зарегистрировано в январе 1990 г. (Председатель — Халит Ахметжанович Ахметжанов, скончался в 2007 г.). В настоящее время в д. Трехозерки насчитывается большое количество мусульман, например, летом мечеть во время пятничной молитвы заполняется полностью. Ежедневно пятикратно провозглашается азан на молитву. Большой процент прихожан мечети составляет молодежь. Многие из выходцев д. Трехозерки получили высшее и среднее религиозное образование, преподают в медресе, работают имамами в мечетях Москвы.