Грибаново

История села Грибаново


На протяжении всего XVIII в. служилые татары владели «грибановскими» землями. Государство наделило их удобной пашней в размере 2066 десятин.

Жители деревни занимались разведением пчел, скотоводством, медвежьим промыслом. Однако основу хозяйственной жизни традиционно составляло земледелие: выращивали рожь, ячмень, картофель и др. К концу XVIII в. (1790 г.) здесь насчитывалось 115 дворов (357 душ мужского пола, 271 — женского). Грибаново стало одним из самых крупных и успешно развивающихся татарских селений. Мусульмане обладали должными средствами для возведения деревянной мечети, которая была построена к 1797 г.

В 1812 г. численность прихожан составила 892 человека. С этого времени умма взяла на себя расходы по содержанию собственных мулл. Рахметулла Хаймурзин, утвержденный имамом в 1811 г., получал 50 рублей ежегодно. Вместе с ним совершал обряды Ярмухамят Алтышев, признанный общиной знатоком религиозного культа и избранный ею на должность азанчея. В 1822 г. его место занял Северьян Юсипов, не менее достойный священнослужитель . В середине XIX в. (1849 г.) деревня представляла собой достаточно развитое в экономическом плане селение. Здесь проживало более 1000 жителей (согласно результатам ревизии 1834 г., насчитывалось «душ мужского пола — 519, женского — 556») и располагалось 170 дворов (см. карту). В это время пришло новое поколение религиозных деятелей. Имамом первой мечети долгое время являлся Ходжесихмят Жедиханов, человек уважаемый и обладавший материальным достатком. Именно он в течение 1863 г. с семьей совершал паломничество в Иерусалим. Там досточтимый имам посетил одну из крупнейших мусульманских святынь — мечеть Куббат-ас-Сахра («Купол скалы»). Во время его отсутствия обязанности муллы выполнял Рызван Невмятуллин совместно с родственником X. Жедиханова, Абдюрханом Жедихановым. Им в помощь махалля определила азанчеем Нурмухамета Мурездинова.

В 60-е гг. того же столетия мусульмане сочли необходимым выстроить вторую (пятивременную) мечеть. Первая уже не могла вместить всех верующих (1452 человека в 1859 г.). С 1864 г. на религиозной службе во втором приходе находился Багаутдин Рахметуллин . К молитве мусульман призывал муэдзин Насибулла Мухетдинов . Грамотные и ученые духовные лидеры преподавали догматы вероучения в начальных школах при мечетях. В деревне к 1878 г. существовало 3 мектебе, в которых 80 детей постигали азы ислама.

В начале XX в. деревню украсило здание третьей соборной мечети. Состоятельные жители села изыскали средства на ее строительство, которое завершилось в 1903 г. Один из прихожан, Алеев, являясь одним из «меценатов» этого строительства, указывал: «По доброй своей воле и без всяких с чьей-либо стороны принуждений на собственные свои средства я желаю выстроить… третью соборную мечеть…». Люфтрахман Муклинбаев и Мухамят Садеков возглавляли новый приход.

В годы первой мировой войны имамы М. Рызванов, Б. Рахметуллин, М. Садеков, опираясь на поддержку односельчан, производили денежные сборы в пользу раненых.

В сложные 20-е гг. мечети сохраняли свою связь с верующими, и деятельность приходов не прекращалась. Члены общины доверяли исполнение религиозных обрядов прежним имамам: А. Муклинбаеву и Абдулле Абдрахманову. Они служили в приходе второй соборной мечети (в 1938 г. она оценена в 1500 рублей). Вместе с тем, появились новые фигуры: муллой первой мечети стал Бахутдин Жамалетдинов, а настоятелем третьей — Мустафа Губендуллин.

Общее собрание прихожан 27 сентября 1938 г. под воздействием обстоятельств приняло решение передать «пустующее» здание второй мечети под школу. В 1939 г. началось переустройство храма.

В послевоенный период верующие собирались на молитву в частных домах. Приходило обычно человек 10. Во главе незарегистрированной властями общины стоял А. Муклинбаев (1884 г. р.).

После длительного перерыва в селе вновь действует с 1991 г. мечеть, имамом которой является Касым Хасянов (1933 г. р.).