Шубино

История села Шубино

       По данным   Сенюткина С. Б. в  начале 17 го века развернулся процесс наделения служилых татар землями в Алатырском уезде. Одной из первых деревень в тех местах можно считать Шубино, возникшую в марте 1602г. в связи c поселением  служилых татар.

        А по данным Орлова А.М.  наша деревня как поселение служилых татар возникло в августе 1603г, а Шубино как деревня вольнопоселенцев возникло между 1595 и 1603годами, и она названа по имени основателя селения – Шубы (Шобы), который, очевидно, был вотчинником, вольным поселенцем, основавшийся здесь до прихода служилых татар.

       Сказание старожилов о том, что якобы первоначально пришли в эти места 3 брата. И методом жребия Кочкай бабай поселился на территории 1-2 км южнее от нынешнего села К-Пожарки и называлось поселение « Йортлар», Карга Али бабай(Карий) на месте с.Карга, а Шоба бабай  на местности БИЛГЕ( мазарлар осте)- где наше старое кладбище, которое находится в 2-х километрах южнее от нынешнего местоположения с. Шубино  и поселение тоже назвали « Йортлар».  Вместе с ним  в деревне жили  и другие татары. Известен некто Семайка Арапов, не захотевший поступить на службу. Его потомки почти до конца 17-го века оставались вне общины служилых татар. Иначе говоря, по версии Орлова А.М. деревня Шубино уже  существовала до появления служилых татар. Разные даты возникновения- 1602 и 1603г- можно объяснить тем, что в документе указаны одновременно 2 даты:  выпись из писцовых книг 1602/03г . Или  скорее всего связано с ошибочным переводом со старого стиля  одного  из историков.

       Сказано, что 30 человек во главе Бекешом Розбахтеевым получили царскую грамоту на владения землей. Из Гос.архива Нижегородской области получен полный список служилых татар деревни: Бекеш Розбахтеев, Бекбулат Килдеяров, Исен Богдав, Баиш Бабеков,  Бурнаш Бичюрин,  Маметка Кудабердеев,  Алакай Тинеев,  Ишей Кунеев, Токбулат Урусов,  Кудаш Чинишев, Емаш Чернаев, Кудаш Нонаев,  Семак Уразлеев, Акбулат Кулгонин,  Еналей Сююндеков,  Токбулат Кудашев,  Янбохта Далишев,  Енбарс Акманов, Тулуш Ногаев ,Сангалей Кучюков, Милуш Толубаев,  Чапкун Барашев,  Семакай Арапов,  Булат Аклушев,  Ижбулат Битеев,  Арослан Алкеев,  Ишей Енбаков,  Собак Ижбулатов,  Иткин Мирясев,  Уразай Розбахтеев. Хотя здесь Семакай Арапов числиться как служилый.

        Методом жребия  определились межами и участками. На 1-го человека приходилось по 42 четей, что составляет около 20 гектаров. Эти земли были не брошенными, они (дачи) находились раньше во владениях помещичьих детей, такими фамилиями: Патрикеевы, Недобровы, Арбузовы и другие. Скорее они сами там не жили, а жили под Арзамасом. Но необходимость наделения наших предков землями была важнее, т.к. только они могли защитить русских и мордву от набега ногайцев.

       И в1612году, после ногайского нападения, когда они проскакали в том числе через эту деревню, убивая и грабя, потерялась выданная предкам царская грамота на владения землей. И они вынуждены были написать в 1613 г челобитную (просьбу) государю Михаилу Федоровичу(Романову) с просьбой потвердить права на выданные им земли в 1602г. В списке указали 29 человек во главе с братьями Бекешом и Уразлеем Розбахтеевыми. В числе подписавшихся также были Бекбулат Кильдеяров, Мирас Исенев, Баши Бабеков, Бурнаш Бичурин, Мамеш Кубардов, Олекай Тинеев, Ишей Кулдеев и другие. Но они не указали ни границ своих, ни названия деревни,т.е. место локализации. Этот документ хранился в фонде Алатырской приказной избы. Возможно, наша деревня в этот период  еще не имела конкретного названия. Потому, что и в документе от 11 ноября 1611г.  не указана название деревни, когда другие названы конкретно.

      Копию грамоты на земли предки получили 20 июля 1613 года от П.Бутурлина и С.Беклемишева. Грамота начинается именами Бекбулата Килдеярова и Бекеша Розбахтеева, в которой отсутствует имя Уразая Розбахтеева. Это означает, что Уразай исчез между 1602 и 1613 годами, скорее всего погиб в ходе  отражения Баюшем Розгильдеевым ногайского набега 1612 г. Значит в этом сражении наши участвовали достойно и без больших потерь, кроме Уразая и Иткина Мирясева( он тоже отсутствует в списке 1613г.).

       Учет служилых людей и их хозяйств велся постоянно. Только не все документы сохранились. Например, в списке 1686г, где указаны и сами владельцы и их предки по мужской линии, выявлено, что 23 из них были прямыми потомками группы Розбахтеевых. Среди них был и прямой потомок внук Ишай Айтуганов, он в списке домовладельцев 1686г идет вторым, причем в графе « прежний владелец земли», указан его дед Уразай Розбахтеев. Кроме того указано, что 17 из них владеют поместьями дедов, 4- отцов, остальные- выморочными поместьями. Лишь в 1686г потомок Семайки Арапова –Утяш Мамешов зачислен в состав общины.

     Впервые  Шубино как татарская деревня упоминается 11 ноября 1611г, ее житель служилый татарин Исен Богдав (указан в единственном числе, в других случаях пишется татаровя)  присутствует в качестве понятого на отделе земли близ Чуфарова на реке Пица. Вторым представителем был Бекбулат по произвищу Шуба.(так и пишет Сенюткин С.Б.) и он не указан как служилый татарин, а, скорее, действительно, был вольнопоселенцем. По версии Орлова А.М. - Бекбулат Шуба возможно  является уже сыном основателя упоминаемой деревни. Еще одна особенность этого документа в том, что деревня Шубино и  Кочко-Пожарки не имели к этому времени конкретных названий.Только со временем стали называться Шоба иле, далее на русский лад Шубино, а кочкопожарцы  позаимствовали название соседней мордовской деревни Пожарки и в честь основателя мурзы Кучкая деревня стала называться Кочко-Пожарки, но входили в состав Арзамасского уезда.