Актуково

История села Актуково

   Название деревни, возможно, идет от имени ее основателя — некоего Актука-бабая, по легенде брата основателя деревни Уразовка, Уразы. Если так, то деревня может быть основана в конце XVI столетия, поскольку служилый татарин Ураза — это реальная личность, человек, получивший в 1595 г. поместье в одной из пустошей Арзамасского уезда.

Первое документальное свидетельство существования деревни содержится в «Актах хозяйства боярина Б. И. Морозова». Селение названо Октуково.

Актуково — одно из селений, приписанных в XVIII в. к ведомству «Адмиралтейской Конторы служилых татар». В 1786 г. пашня деревни имела площадь 2788 десятин. Жители выращивали зерновые культуры, используя, как правило, трехполье, реже перелог. Кроме того, будучи в ведении Адмиралтейства, они привлекались к заготовке и вывозу корабельного леса. В 1790 г. в деревне было 777 жителей (мужчин — 387, женщин — 390), дворов насчитывалось 138.

В начале XIX в. число дворов в деревне сократилось до 55 и в ней проживало 422 человека. Оглядываясь в прошлое, жители Актукова в 1806 г. вспоминали, что лет 8 назад у них «без указа» появилась собственная деревянная мечеть. Документ точно фиксирует, что в 1790 г. в деревне действительно существовала одна махалля. В 1806 г. имамом-мухтасибом в ней был избран Аминбай Абдул Шахмаев (с содержанием от общины в 70 рублей ежегодно). Волей общины он оставался на своем посту более двадцати лет. С 1811 г. ему помогали 18-летний имам-мударрис Абдул Газиз Салюков (1783 г.р.), его содержание составило 40 рублей, и азанчей Жедихан Исмайлов.

За 40 лет количество прихожан выросло с 1047 человек (536 мужчин и 511 женщин) в 1812 г. до 1969 (1002 мужчин и 967 женщин) в 1859 г., то есть, почти удвоилось. В 1872 г. к выполнению обязанностей имамов соборной мечети приступили Шарипжан Низяметдинов и Хисяметдин Абдул Хасянов. К тому времени жители деревни построили еще одну мечеть, в которой с 1874 (или с 1875 г.) до 1882 гг. руководил приходом имам Сибгатулла Айзятуллин, после 1882 г. его сменил сын одного из старейших мулл деревни Абдул Газиза Салюкова — Тухветулла Абдулгазизов.

  В 1878 г. деревня обрела еще одну (пятивременную) мечеть (см. карту) и определила муллой Хайретдина Халимуллина. Количество жителей в деревне составляло тогда 1300 человек (в том числе 641 мужчина и 659 женщин). Поскольку в 1898 г. население деревни заметно увеличилось (до 2445 человек: 1253 мужчины и 1192 женщины), росло и число мечетей.

При них активно функционировали духовные училища. Еще в XIX в. изучением исламской догматики основательно занимались учащиеся мектебе (50 человек по данным на 1878 г.). В 1909 г. мусульмане построили религиозную школу — новое деревянное одноэтажное здание с железной крышей . Махалля могла себе позволить строительство мектебе. Это явствует из следующего. Деревня тогда насчитывала 488 домов, общее количество населения — 3330 человек (1692 мужчины и 1638 женщин). Многие крестьяне занимались бакалейной и мануфактурной торговлей. Актуковцам принадлежали 398 лошадей, стадо крупного рогатого скота достигало 440 голов.

В годы первой мировой войны имамы общины возглавили сбор средств на нужды фронта. Отметим, что и в целом в Нижегородском Поволжье власти отмечали в условиях начавшейся войны «подъем патриотизма среди магометанского духовенства (торжественные богомоления о даровании побед русскому оружию, патриотические манифестации и организацию помощи семьям магометан, ушедших на фронт.

В феврале 1917 г. мулла второй соборной мечети, И. Айзятуллин, был представлен к правительственной награде за усердие. В сопровождающем документе отмечалось, что за время службы (25 лет) он «отличался хорошим поведением и к службе относился честно и аккуратно».

При советской власти, в начале 20-х годов, жители Актукова (1780 мужчин и 1720 женщин, всего 3500 человек) имели 1779 десятин земли, а также 4 ветряных и 1 паровую мельницу. До конца 20-х годов продолжали действовать все те же три мечети, поставленные еще в царские времена. Мусульмане деревни прошли в 1924 г. регистрацию. По приходу первой соборной мечети насчитывалось 412 членов «религиозного общества». Муллой в 1923 г. был Летфулла Шарипжанов, исполнявший обязанности священнослужителя еще с 1907 г. По меркам того времени он был середняком. Азанчеем прихода с 1902 г. был Тимерши Шарипжанов, бедняк.

Аналогичную процедуру регистрации прошел и приход второй соборной мечети. 28 сентября 1924 г. был утвержден устав «религиозного общества», в составе которого было 414 человек. Муллой оставался Исмаил Айзятуллин, середняк. Хотя он был малограмотным, но односельчане ему доверяли («умудренный опытом человек»).

И, наконец, утвердив устав 28 сентября 1924 г., «религиозное общество» третьей соборной мечети (оно насчитывало 400 человек), зарегистрировало муллами середняков: Абвагапа (Вагапа) Хайретдинова и Атауллу Садердинова. Приведенные факты свидетельствуют о том, что священнослужители Актукова не достигли высокого материального положения. Религиозная служба не являлась источником их личного обогащения.

К концу 20-х гг. произошла некоторая перестановка среди руководителей приходов. Обязанности мулл выполняли в 1927 г. Вагап Хайретдинов (первый приход), Летфулла Шарипжанов (второй приход) и Исмаил Айзятуллин (третий приход). В 1918 г. вследствие политики советской власти, мектебе превратилось в светское учебное заведение, где преподавали шесть учителей. В школе обучалось всего 166 детей (77 мальчиков и 89 девочек).

В 1930 г., вскоре после регистрации общин, одна из мечетей была закрыта, здание передано школе, а мулла И. Айзятуллин в 1930 г. в течение месяца находился под арестом. Уроженец деревни Актуково мулла Нурмухамед Хамидуллин (Халимуллин) (1883 г. р.) был арестован в 1933 г., а в 1934 г. приговорен к трем годам ИТЛ . В 1937 г. Летфулла Шарипжанов был репрессирован: арестован и в декабре того же года расстрелян. Расстрелян был также и Вагап Хайретдинович Хайретдинов, взятый под стражу в июле 1937 г. и осужденный через два месяца к высшей мере наказания.

В 1938 г. еще одна мечеть закрылась: ее приспособили под пионерский клуб. Имущество первой соборной мечети оценено в 8208 рублей. В основном это были ковры (39 штук, среди них 27 старых). Переоборудование же мечети под клуб обошлось в 900 рублей. Решение о переоборудовании было объявлено церковному совету и вступило в законную силу 8 декабря 1938 г.

В октябре 1940 г. власти собрали 85 человек прихожан «для решения судьбы здания третьей соборной мечети». Однако судьба её была предрешена в ином месте и в иное время. Мечеть была закрыта под школу. Уже в ноябре 1940 г. началось ее переоборудование.

Но, как зафиксировано в сводке местного отделения Союза Воинствующих Безбожников, «абсолютное большинство населения (деревни Актуково, в которой тогда насчитывалось 550 дворов) исполняет проходящую в данное время, уразу (только около 100 человек не исполняет)». В этом же документе отмечалась приверженность к религиозным традициям жителей села. Атеиствующие чиновники озабоченно констатировали: «жены членов ВКП(б) и даже сами коммунисты клянутся Кораном; жена одного из них даже не осмеливается сесть в кино, когда муж сидит; производится обрезание».

В условиях, когда мечети уже были закрыты, а все крестьяне являлись колхозниками, обязанности муллы исполнял колхозный сторож Баутдинов.

В конце 50-х гг. моления продолжали осуществляться в домах верующих. Обычно собирались по 10-12 человек. В те годы предстоятелем на молитве был X. Айнетдинов (1873 г. р.).

Двадцать «учредителей» (наиболее активных членов актуковской уммы) в ходатайстве от 15 марта 1990 г. подняли вопрос о юридической регистрации собственного «религиозного общества мусульман». После регистрации общины властями (в этом же году) жители Актукова получили разрешение и на строительство мечети, поскольку бывшие мечетские здания не сохранились.